Историческая драма о религиозных войнах
в 12 веке в Святой Земле, когда Иерусалим переходил из рук
в руки, будучи святыней и для мусульман, и для христиан. Время
тамплиеров, мусульман-сарацинов и рыцарей.
Рыцарь Годфри (Лайям Нисон) служит королю
Иерусалима, больному проказой. Войска крестоносцев захватили
Иерусалим, творят бесчинства, что грозит войной с признанным
военным лидером мусульманского мира Саладином, а, точнее,
Салах-ад-Дином (Хассан Массуд), который возглавлял войну мусульман
против крестоносцев. Рыцарь возвращается в Иерусалим, чтобы
помочь королю сохранить хрупкий мир и не допустить войны.
По дороге рыцарь заезжает в одну французскую деревню, где
открывает местному кузнецу, молодому человеку по имени Балиан
(Орландо Блум), что он - его сын, и предлагает отправиться
вместе с ним в Иерусалим. Сначала Балиан отказывается, но
смертельная ссора со священником вынуждает его догнать отца
и присоединиться к нему.
Отец Балиана тяжело ранен в бою, у него
начинается заражение крови, и, посвятив сына в рыцари, он
умирает. А Балиан отправляется в Иерусалим, служить королю
вместо отца.
История развития человечества есть история
захватнических войн за земли и золото. Отец Балиана, рыцарь
Годфри благороден, слава о нем бежала далеко впереди него,
но его идеал - служение королю за установление на земле Иерусалима
царства небесного, то есть справедливости, мира христиан с
мусульманами и благоденствия. Этот постулат разделяет и король
Иерусалима, и рыцари-соратники Годфри, но не тамплиеры-крестоносцы,
охваченные жаждой войны, крови, денег и насаждения христианства
мечом и насилием.
Балиан оказывается достойным сыном отца,
который будет служить королю верой и правдой. Его благородство,
честь и доблесть помогут ему стать настоящим рыцарем, который
будет вынужден встать на защиту Иерусалима, когда из-за тамплиеров
все же разразится война с Саладином (Салах-ад-Дином), который
объявил неверным священную войну.
Хорошее костюмное историческое кино, в
котором отлично передан колорит Востока, со средневековыми
замками, с обширными батальными сценами и главной идеей: религиозные
войны несут смерть и разрушение. Чтобы мир устоял, а не погрузился
в хаос и тьму, надо уважать религии других народов, ибо насилие
порождает еще большее насилие. Тамплиеры подняли свои мечи
против Саладина и погибли, самонадеянно решив, что победят
на чужой территории, не представляя условий войны в пустыне.
Иерусалим после упорного и кровавого сопротивления был сдан.
Но предводитель мусульман, или, как их называли европейцы,
сарацин, Саладин, по договоренности с Балианом, отпустил всех
оставшихся в живых рыцарей и жителей с миром, великодушно
сохранив им жизнь, как подлинный рыцарь. И все последующие
войны в Святой Земле не принесли кому-то одному полного владычества.
Интересный приключенческий сюжет, с интригами,
убийствами, любовью Балиана и принцессы Сибиллы (Эва Грин),
окутанный экзотическими ароматами Востока, роскошными интерьерами,
пустыней и бесконечными сражениями приковывает внимание зрителя.
Короче, все, как полагается - хлеба и зрелищ! И хлеб, и зрелища
вам обеспечены. Прокаженный король в маске, накидке и перчатках,
который наказывает тамплиера, убившего сестру правителя Саладина,
заставив крестоносца поцеловать свою обнаженную, полуразложившуюся
руку - невероятно эффектно! И страшно.
Голливуду надо вновь отдать должное -
фильм и умный, и красивый, и экзотичный, воспевающий долг,
рыцарство и благородство духа, показывающий истинную ценность
служителей христианской церкви, готовых при малейшей опасности
спасать только свои жизни, бросив жителей на произвол судьбы,
а не разделить с ними смерть, как и полагается. Чья непримиримость
вероисповедания всегда соседствует с войной, агрессией, жестокостью
и попытками захватить то, что им не принадлежит. А именно
неконтролируемую власть, земли и деньги. Так может ли быть
в таком случае справедливое царство небесное на земле? По-моему,
это - утопия.
Наталья Хральцова
09.03.2006г.