Улучшение
звучания акустических систем RTL 2 фирмы TDL Electronics
Следующие простые рекомендации
позволяют существенно повысить качество звучания данных АС.
Кроме того, общий подход может показаться интересным и при
доработке других систем. Немаловажным является то обстоятельство,
что несмотря на значительный эффект от модификаций, внешний
вид АС нисколько не страдает.
1. Доработка
НЧ/СЧ динамика
Мне совершенно не понравился
фланец, которым динамик крепится к передней панели и сам способ
крепления соответственно. Слабо. Несерьезно. И очень плохая
виброизоляция.
Методика доработки следующая:
- С динамика снимается родное резиновое кольцо-прокладка
- Внутренняя вогнутая поверхность фланца
протирается бензином или ацетоном
- В отверстия для винтов, крепящих динамик
к передней панели вставляются палочки из пластилина
- С лицевой стороны динамика пластилин расплющивается
для герметичности
- Динамик укладывается лицом вниз. Во внутреннюю
поверхность фланца равномерно заливается заранее приготовленная
эпоксидная смола ровно до края бортика фланца. Обратите
особое внимание на тщательное размешивание приготовленной
смолы – ошибка может стоить динамика
- После застывания смолы вынимаем пластилиновые
вставки
Получился толстый жесткий фланец, удобный
для крепления. Теперь появилась возможность закрепить динамик
на передней панели через нормальную толстую и широкую прокладку
из пористой резины (я вырезал ее по контуру динамика из коврика
для мыши). При креплении важно не затягивать сильно винты,
чтобы у прокладки была возможность работать на упругость –
в этом случае динамик будет “отвязан” от корпуса, что самым
положительным образом влияет на воспроизведение нижней середины.
2. Демпфирование и укрепление
стенок с внутренней стороны
На внутреннюю сторону стенок в верхней части
ящика наклеен толстый линолеум. Кроме того, между боковыми
стенками и задней стенкой (примерно на уровне нижнего края
отверстия для платы кроссовера) вклеена П-образная перемычка
из 20-мм ДСП. Теперь боковые стенки в верхней части корпуса
отзываются на простукивание так же, как и в нижней, т.е. тихо.
Исчезли резонансы в диапазоне 200-400 гц. Значительно улучшилось
воспроизведение голоса. Исчезла заметная на некоторых композициях
“деревянная” окраска звучания.
Края отверстия для НЧ/СЧ-динамика также усилены
приклеенными к передней панели рейками из той же 20-мм ДСП.
Это резко снижает вибрации передней стенки в районе ВЧ-динамика.
В нижней части ящика (там, где плотное заполнение
синтепоном), я также вклеил две П-образные перемычки между
боковыми стенками и передней панелью. Из верхней части ящика
синтепон убран, вместо него стенки оклеены 30-мм поролоном.
При этом важно, чтобы входное отверстие трубы было ничем не
перекрыто.
На рисунке розовым цветом показаны добавленные
элементы (вид ящика сбоку в разрезе):
3. Кроссовер
В качестве ВЧ-звена в RTL 2 использована
головка Vifa D20TD-05-06 (частота основного резонанса 1700
гц) с шелковым куполом диаметром 20мм и ферромагнитной жидкостью
в зазоре. НЧ/СЧ-головка имеет полимерный диффузор, частота
ее основного резонанса 29 гц, АЧХ имеет достаточно плавный
спад начиная с 2.5 кгц.
Со штатным кроссовером, к сожалению, на ряде
композиций напряженно и неприятно звучат духовые, в частности
труба и саксофон. Долгие эксперименты привели меня к нижеприведенной
схеме. Что интересно, она получилась даже проще оригинальной.
При оценке тонального баланса за эталон были взяты имеющиеся
у меня наушники Sennheiser HD-535. На мой взгляд, цель достигнута
– проблемы с воспроизведением духовых исчезли, тональный баланс
улучшился. Теперь практически нет музыкальных моментов, которые
бы вызывали раздражение. Как легко понять, объективно изменения
схемы кроссовера привели к повышению частоты раздела, что
с одной стороны хорошо (меньше амплитуда сигнала на частоте
резонанса ВЧ-головки, которая и так достаточно высока), а
с другой стороны несколько ухудшает диаграмму направленности.
Впрочем, с оригинальным кроссовером она также была далека
от идеальной.

Элементы L1, L2, R1 – из штатного кроссовера.
Я рекомендую также перенести L1 подальше от L2, поскольку
при штатном расположении они заметно взаимодействуют. Полярность
включения динамиков не изменилась. Для полного счастья можно
заменить катушки на “бессердечные”, а внутренние кабели -
на что-то более толстое и серьезное.
Сразу скажу, что все прослушивания проводились
с использованием транзисторного усилителя с низким выходным
сопротивлением. Какое звучание будет при использовании лампового
усилителя, я сказать не берусь. Впрочем, учитывая достаточно
низкую чувствительность этих АС, вряд ли имеет смысл использовать
их с ламповым усилителем.
Вот, собственно, и все. Разного рода отзывы,
предложения и замечания принимаются е-мылом.
Илья
Бердеников
2001
|