Акустические системы АС-35(S-90)
известны, как одни из лучших акустических систем доперестроечных
времен. Они выпускались разными заводами и в несколько отличной
комплектации, не меняясь по сути. Для модификации были использованы
системы 35АС-012 ГОСТ 23262-88 Брянского электромеханического
завода, выпущенные в январе 1990 года. Они содержат динамики
75ГДН-3-4, 20ГДС-3-4, 10ГДВ-2-16 и рассчитаны на частотный
диапазон 40-25000 гц (сопротивление 4 Ом). Доработка позволила
уменьшить неравномерность АЧХ на средних частотах и избавиться
от свойственного им "цыканья" и резкости на высоких
частотах путем замены высокочастотной головки и демпфирования
среднечастотной. Для переделки использовались ВЧ динамики
фирмы Peerless 100 DT 26 72 SF FF WA 8 ( ном. по каталогу
811827). Вполне удачный вариант, особенно, если вас не смущает
перспектива потратить на них около 53$, что сопостовимо со
стоимостью самих S-90.
Итак, в процессе работ были сделаны
следуюшие изменения:
- Замена ВЧ головки на импортную.
- Установка изолирующего бокса для ВЧ головки.
- Демпфирование СЧ головки.
- Изменение частоты раздела кроссовера.
- Замена клеммных колодок на винтовые разьемы
с возможностью бивайринга.
- Замена внутренней проводки АС, герметизация
корпуса, установка распорок.
- Установка АС на шипы
В результате этих изменений звук АС изменился
в лучшую сторону. Исчезли "цыканья", свист и пришепетывания
на высоких частотах. Расширилась звуковая сцена, приобретя
большую глубину и прозрачность. Низкие частоты зазвучали более
упруго и чисто. Звучание АС стало более естественным и натуральным.
Для замены была выбрана головка фирмы Peerless
811827 с магнитной жидкостью в зазоре. Максимальная мощность
130 Вт, импеданс 8 Ом, резонансная частота 1130 Гц и чувствительностью
92 дБ. Внешние габариты этой головки несколько меньше, чем
штатной, и импеданс в два раза ниже. Это и повлекло необходимость
в изготовлении для нее изолированного бокса и изменения номиналов
элементов в схеме кроссовера.
Бокс был выполнен из двух квадратов (11х11см)
из 10мм фанеры. В одном из квадратов было вырезано отверстие,
диаметром 90 мм, и сделана небольшая выборка в торце, для
сигнальной проводки. Во втором квадрате делается 4 отверстия
под винты крепления головки или намечаются точки крепления
для шурупов. Квадраты, после укладки провода, скрепляются
4 мелкими шурупами с промазкой поверхности стыка пластилином
для герметизации, и с промазкой пластилином устанавливаются
соосно отверстию для ВЧ головки АС изнутри. В полученный бокс
диаметром 90мм и глубиной 30мм и устанавливается ВЧ головка.
Головка устанавливается через тонкую резиновую прокладку на
4 винта или шурупа (длиной не менее 50мм). Эти винты окончательно
стягивают и фиксируют весь "пакет". Через штатную
резиновую прокладку поверх устанавливается защитная сетка
и ее крепление.
Демпфирование СЧ головки заключалось в заклейке
окон в ее корзине полоской тонкой белой бязи. Полоска бязи
шириной 15см склеивается в трубу и приклеивается к основанию
и ребрам корзины клеем момент. Второе отверстие трубы собирается
и завязывается как кисет.
Кроссовер состоит из трех полос. Переделка
низкочастотной части состоит только в отделении ее от остальных
двух фильтров и подключении на отдельные клеммы новой колодки.
Штатное отверстие в задней стенке увеличивается до размеров,
необходимых для установки новой клеммной панели.
Частоту раздела СЧ - ВЧ снижаем в 2 раза.
Это означает увеличение в 2 раза соответствующих индуктивностей
и емкостей. В СЧ фильтре это L3 и С5. У меня были детали от
аналогичных кроссоверов, поэтому я не стал менять индуктивность
L3 на вдвое большую, а просто подключил еще одну, такую же
(Ls), последовательно. Емкость конденсатора С5 составляла
4 мкф, для ее увеличения параллельно была подключена емкость
Сs, состоящая из двух конденсаторов МБГО-2 2мкфх160в. В ВЧ
фильтре просто двойного увеличения номиналов не достаточно.
Учитывая, что импеданс ВЧ головки уменьшился вдвое, емкость
нужно в 2 раза увеличить, а индуктивность в 2 раза уменьшить.
Итого индуктивность остается без изменения, а емкость увеличивается
в 4 раза. В исходном варианте они составляли 2мкф (С1) и 1мкф
(С2). Расчетные 2,25мкф и 0,75мкф, новые значения выбраны
10мкф и 3мкф. Вместо С1 установлен конденсатор МБГО-2 10мкфх160в
(Cn), а С1 подключен параллельно С2, образуя суммарную с ним
емкость 3мкф.
Частота раздела снизилась в 2 раза до 2500гц,
что более чем в 2 раза превышает резонансную частоту ВЧ головки,
и с учетом фильтра третьего порядка в кроссовере это делает
ненужным установку режекторного фильтра на резонансную частоту.
О замене внутренней проводки, герметизации
корпуса, установке распорок и шипов написано и так уже немало,
это все стандартные приемы, которые можно посмотреть, например
в статье Трехполосные
колонки тылового канала и Установка
акустических систем на шипы. Хочу только добавить, что
в конечной конструкции использовалась не только мраморная
плита под шипами, но и вторая плита с размерами верхней плоскости
АС, приклеенная к ней сверху.
Дмитрий Хральцов
24.06.2001
|
|
|